Урок
Тема урока: Знаки препинания и интонация в бессоюзном сложном предложении.
Цели урока: продолжить знакомить учащихся с типами
интонаций и постановкой знаков препинания в бессозном сложном предложении
(двоеточие и тире), вырабатывать навыки правильной постановки знаков препинания
в бессоюзном сложном предложении, воспитывать интерес к языку , вырабатывать желание
владеть им в совершенстве и вырабатывать правильное умение общаться друг с
другом.
Оборудование: учебники, тетради, интерактивная доска, компьютер,
схемы.
ХОД
УРОКА:
I.
Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной
деятельности.
II.
Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Интерактивная беседа о
сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.
2. Сообщение учителя.
Самая интересная синтаксическая конструкция –
бессоюзные сложные предложения. Об одном
типе предложений мы уже говорили, Это когда б.с.п. очень похожи на
сочинительные. Так и хочется поставить на границе предложений союз И .Началась весна ,прилетели птицы, зазвенели
звонкие их голоса. Между частями б.с.п. ставится , если идет перечисление фактов, а вот если части предложения уже
имели внутри себя запятые или отделены уже в пространстве или во времени, то
между частями ставится ; Началась весна, принесшая много забот;
птицы, возвратившиеся с юга, приступили к строительству гнезд.
Итак, если можно поставить союз И между частями б.с.п., то нужно
ставить , или ;
Схема: (
) И (
)
Перечисление фактов
( ,
) ; (
, , )
III.
Изучение
нового материала.
1.
Сообщение учителя.
Очень часто в б.с.п. нужно ставить :
или –
И смысловые отношения другие,
очень похожие на сложноподчиненные предложения. И помогают запомнить знаки
препинания как раз подчинительные союзы.
Какие же отношения между частями б.с.п.
могут быть?
Во – первых, 2-ая часть может
обозначать причину того, что происходит в 1 –ой части.
( ) : ( причина ) потому
что, так как
Под вечер идешь через перелесок, а там беляк сидит на дороге : комары
из леса выгнали.
Проверяем, подставляем союз.
Если 2-ая часть является
дополнением или пояснением 1 – ой части
(
) : ( дополнение, пояснение) что,
а именно
Самое главное было сделано: мы поняли правило.
Или 3 –ий пример:
А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык.
( ) : (
дополнение, пояснение ) а именно
2.
А теперь попробуйте решить арифметическую задачу.
Исправьте ошибки.
Пальцев у него 25: на каждой руке 10, на ногах всего 20.
А вот решение: Эту задачу нельзя
писать цифрами, а писать словами и расставить правильно знаки препинания. Пальцев у него двадцать: пять на каждой
руке , десять на ногах – всего двадцать.
3.Вот
посмотрите, пожалуйста, здесь появляется тире.
Это еще один знак б.с.п. И сейчас мы поговорим о нем.
Когда же ставится тире?
Правильно поставить тире, помогут подсказки.
когда ( время ) - ( )
Закуковала кукушка – сей ячмень.
Если ( условие ) - ( )
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Союзные слова когда и если , их значение очень близко.
А вот следующий пример из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» известен многим:
Чин следовал ему – он службу
вдруг оставил.
Отношение между частями другое,
противопоставление. И тогда тире поможет поставить союз НО или А
( ) -
( противопоставление) а
Пофилософствуй – ум вскружится .
2-ая часть является выводом
действия 1 –ой части
( ) – ( вывод ) так что
4.Тире теперь получает все
большее распространение и очень часто вместо двоеточия ставят тире.
А вот теперь хочется вспомнить знаменитую
фразу: Казнить. нельзя помиловать.
По правилам современного русского
языка в нем должна стоять не запятая, а двоеточие или тире.
Казнить: нельзя помиловать (подсказка: потому что нельзя
помиловать). Или другой вариант: Казнить
нельзя – помиловать. ( подсказка 6 2-ая часть вывод так что помиловать)
5. Главное в нашем языке – умение общаться. Вот этой фразой
продемонстрировали, что такое синтаксис.. Ведь синтасис – это смысловые
отношения в нашем языке. Очень хочется вспомнить знаменитую переписку В.Гюго с
издателем. Гюго очень интересовала судьба того, как расходится его роман
«Отверженные» и он послал ему очень выразительное письмо ? и получил на него ответ
! Они прекрасно поняли друг друга,
потому что умели общаться.
6 Тренировочное упражнение.
Продолжите предложения, сделайте
их бессоюзными
Я остановился , (Я остановился, собака дернула поводок, дети
побежали)
Я оснановился : (Я остановился:
передо мной упал кирпич)
Я остановился - ( Я остановился – все за мной затормозили)
7. Телеурок «Тире в б.с.п.»
8. Телеурок « Двоеточие в б.с.п.»
9. Перевод текста из украинского
языка на русский (упр. 543 , 2-ая книга или упр. 470)
Защебетав соловейко – пішла луна гаєм. ( время)
Землі кланяйся низько – до хліба будеш близько. (условие)
Не спіши побалакати – спіши працювати. (противопоставление)
Наші люди знають ціну мирній праці, вони хочуть ростити своїх дітей під
чистим , безхмарним небом.
Хотів ти щастя для народу – воно вже єсть, воно вже єсть. (Тичина).
Ми просто йшли : у нас нема зерна неправди за собою. (Шевченко)
Добре працюватимеш – честь матимеш.
На годину спізнишся – за рік не доженеш.
IY. Подведение итогов урока.
Повторение изученного материала по схемам.
Y. Оглашение результатов работы на
уроке. Домашнее задание : парраграф50 , упражнение473,б
Немає коментарів:
Дописати коментар