вівторок, 24 березня 2020 р.

Урок російської мови 9 клас



Урок
Тема урока: Знаки препинания  и интонация в бессоюзном сложном предложении.
Цели урока: продолжить знакомить учащихся с типами интонаций и постановкой знаков препинания в бессозном сложном предложении (двоеточие и тире), вырабатывать навыки правильной постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, воспитывать интерес к языку , вырабатывать желание владеть им в совершенстве и вырабатывать правильное умение общаться друг с другом.

Оборудование: учебники, тетради, интерактивная доска, компьютер, схемы.

                                      ХОД УРОКА:
I.                   Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
II.                Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Интерактивная беседа о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.
2. Сообщение учителя.
 Самая интересная синтаксическая конструкция – бессоюзные сложные предложения.  Об одном типе предложений мы уже говорили, Это когда б.с.п. очень похожи на сочинительные. Так и хочется поставить на границе предложений союз И .Началась весна ,прилетели птицы, зазвенели звонкие их голоса. Между частями б.с.п. ставится , если идет перечисление фактов, а вот если части предложения уже имели внутри себя запятые или отделены уже в пространстве или во времени, то между частями  ставится ; Началась весна, принесшая много забот; птицы, возвратившиеся с юга, приступили к строительству гнезд.
Итак, если можно поставить союз И между частями б.с.п., то нужно ставить , или ;
 Схема:       (      )    И     (       )
Перечисление фактов
                 (  ,   )    ;     (   ,  , )
III.             Изучение нового материала.
1.     Сообщение учителя.
 Очень часто в б.с.п. нужно ставить  : или
И смысловые отношения другие, очень похожие на сложноподчиненные предложения. И помогают запомнить знаки препинания как раз подчинительные союзы.
Какие же отношения между частями б.с.п. могут быть?
Во – первых, 2-ая часть может обозначать причину того, что происходит в 1 –ой части.    
  (        ) :     ( причина )  потому что, так как
Под вечер идешь через перелесок, а там беляк сидит на дороге : комары из леса выгнали.
Проверяем, подставляем союз.
Если 2-ая часть является дополнением или пояснением 1 – ой части
 (        )  :   ( дополнение, пояснение)   что, а именно
Самое главное было сделано: мы поняли правило.
Или 3 –ий пример:
А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык. 
(    ) :  (  дополнение, пояснение ) а именно
2.     А теперь попробуйте решить арифметическую задачу. Исправьте ошибки.
Пальцев у него 25: на каждой руке 10, на ногах всего 20.
А вот решение: Эту задачу нельзя писать цифрами, а писать словами и расставить правильно знаки препинания. Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке , десять на ногах – всего двадцать.
        3.Вот посмотрите, пожалуйста, здесь появляется тире. Это еще один знак б.с.п. И сейчас мы поговорим о нем.
Когда же ставится  тире?
Правильно поставить  тире, помогут подсказки.
когда ( время )  - (  )
Закуковала кукушка – сей ячмень.
Если ( условие )  - (   )
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Союзные слова когда и если , их значение очень близко.
А вот следующий пример из комедии  А. Грибоедова «Горе от ума» известен многим:
 Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Отношение между частями другое, противопоставление. И тогда тире поможет поставить союз НО или А
(    )   -  (  противопоставление) а
Пофилософствуй – ум вскружится .
2-ая часть является выводом действия 1 –ой части
(     ) – ( вывод ) так что
4.Тире теперь получает все большее распространение и очень часто вместо двоеточия ставят тире.
 А вот теперь хочется вспомнить знаменитую фразу: Казнить. нельзя помиловать.
По правилам современного русского языка в нем должна стоять не запятая, а двоеточие или тире.
Казнить: нельзя помиловать (подсказка: потому что нельзя помиловать). Или другой вариант: Казнить нельзя – помиловать. ( подсказка 6 2-ая часть вывод так что помиловать)
5. Главное в нашем языке – умение общаться. Вот этой фразой продемонстрировали, что такое синтаксис.. Ведь синтасис – это смысловые отношения в нашем языке. Очень хочется вспомнить знаменитую переписку В.Гюго с издателем. Гюго очень интересовала судьба того, как расходится его роман «Отверженные» и он послал ему очень выразительное письмо ? и получил на него ответ !  Они прекрасно поняли друг друга, потому что умели общаться.
6 Тренировочное упражнение.
Продолжите предложения, сделайте их бессоюзными
Я остановился ,   (Я остановился, собака дернула поводок, дети побежали)
Я оснановился : (Я остановился: передо мной упал кирпич)
Я остановился -    ( Я остановился – все за мной затормозили)
7. Телеурок «Тире в б.с.п.»
8. Телеурок « Двоеточие в б.с.п.»
9. Перевод текста из украинского языка на русский (упр. 543 , 2-ая книга  или упр. 470)
Защебетав соловейко – пішла луна гаєм.  ( время)
 Землі кланяйся низько – до хліба будеш близько. (условие)
Не спіши побалакати – спіши працювати. (противопоставление)
Наші люди знають ціну мирній праці, вони хочуть ростити своїх дітей під чистим , безхмарним небом.
Хотів ти щастя для народу – воно вже єсть, воно вже єсть. (Тичина).
Ми просто йшли : у нас нема зерна неправди за собою. (Шевченко)
 Добре працюватимеш – честь матимеш.
На годину спізнишся – за рік не доженеш.
IY. Подведение итогов урока.
 Повторение изученного материала по схемам.
Y. Оглашение результатов работы на уроке. Домашнее задание : парраграф50 , упражнение473,б





Немає коментарів:

Дописати коментар