середу, 1 квітня 2020 р.

Предложение. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Языковое общение : «Сила слова»



Тема урока: Предложение. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Языковое общение : «Сила слова»

Цель урока: познакомить учащихся с предложениями с прямой речью и знаках препинания в них; учить различать слова автора и прямую речь в таких предложениях, правильно ставить знаки препинания при прямой речи; воспитывать умение правильно высказывать мысли, бережное отношение к слову.

                                      Ход урока:
I.                   Объявление темы и цели урока.
II.                Мотивация учебной деятельности:
(Я на уроке русского языка. Я хочу учиться. Внимание мое растет. Я начинаю учиться.)
III.Работа на уроке. Изучение нового материала.

1.     Эврестическая беседа.
Как вы понимаете высказывание, ставшее крылатым? «Живое слово делает чудеса», - утверждал известный русский хирург Н. Бурденко.

2.Обратите внимание на знаки препинания, которые используются при передаче чужих слов.

3.Ознакомление с правилом о прямой речи. Работа с учебником стр.212

4.Ознакомление со схемой постановки знаков препинания при прямой речи.

IV. Тренировочные упражнения.
1.Прочитайте предложения с прямой речью. Запишите их в порядке соответствия схемам. (5,1,2, 4, 3)
1. «Трудное быстро забывается, помнится доброе», - говорил известный украинский актер и режиссер Леонид Быков. 2. «Кто хочет поехать на экскурсию в Киев?» - спросила Елена Ивановна. 3. «Сегодня воскресенье, - с удовольствием вспомнила Надежда Федоровна. – Будут гости!» 4. «Но, - проговорила она тихо, - у всякого человека своя дорога в жизни». 5.Расцеловавшись со мной,  отец тотчас же сообщил: «А позавчера тебя, Симочка, по радио упомянули».

2.Прочитайте восточную притчу. В чем состоит «небольшая разница»
между высказываниями каждого из толкователей снов?
Один восточный властелин увидел плохой сон. В сильном волнении он призвал  к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать».

1). Как соотносится основная мысль притчи с высказыванием из упр. 548?

2).Работа в парах.
- Составьте по содержанию текста вопросы и задайте их друг другу.
- Найдите предложения с прямой речью и прокомментируйте постановку знаков препинания.

3. Работа с таблицей на стр. 214

4. Спишите 3 предложения. Подчеркните в них глаголы , вводящие прямую речь.
1.«Если добро имеет причину – это уже не добро», - утверждал русский писатель Л.Толстой. 2. Однажды французский философ Р. Декарт воскликнул: «Я мыслю, - значит, существую!» 3. «Болтун подобен маятнику,- предположил русский писатель Козьма Прутков,-  и того и другого надо остановить».

5. Спишите предложения, расставляя нужные знаки.
1. Однажды философ Сократ воскликнул я знаю только то, что ничего не знаю! 2. Вернейший способ узнать человека, его характер советовал академик Д.Лихачев прислушаться к тому, как он говорит. 3. Во время одного неприятного разговора французский дипломат Талейран сказал язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли. 4. Наконец Андрей кивнул головой да, я не ходил сегодня в школу.

6.По данным схемам составьте предложения  (упр. 552 в).
1. «П?» - а (спросил). 2.А (кивнул): «П!» 3. «П», - а (вздохнула). 4. «П», - а (подтвердил). – П».

7.Переведите на русский язык. Оформите в виде прямой речи.
1. «Мова – наша зброя» (М.Рильський). 2. «Хай слово мовлене інакше – та суть в нім наша зостається» (П. Тичина). 3. «Мова – це коштовний скарб» ( Петро Панч). 4. «Розцвітай же, слово, і в родині, і у школі, й на заводі, і у полі…» (П. Тичина).

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Д.з. Упр.556 в.


Немає коментарів:

Дописати коментар