Тема
урока: Предложение. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Языковое
общение : «Сила слова»
Цель урока: познакомить учащихся с предложениями с прямой
речью и знаках препинания в них; учить различать слова автора и прямую речь в
таких предложениях, правильно ставить знаки препинания при прямой речи;
воспитывать умение правильно высказывать мысли, бережное отношение к слову.
Ход
урока:
I.
Объявление темы и цели урока.
II.
Мотивация учебной деятельности:
(Я на уроке русского языка. Я хочу учиться. Внимание мое растет. Я
начинаю учиться.)
III.Работа на уроке. Изучение нового
материала.
1. Эврестическая
беседа.
Как вы понимаете высказывание,
ставшее крылатым? «Живое слово делает
чудеса», - утверждал известный русский хирург Н. Бурденко.
2.Обратите внимание на знаки
препинания, которые используются при передаче чужих слов.
3.Ознакомление с правилом о
прямой речи. Работа с учебником стр.212
4.Ознакомление со схемой
постановки знаков препинания при прямой речи.
IV. Тренировочные упражнения.
1.Прочитайте предложения с прямой
речью. Запишите их в порядке соответствия схемам. (5,1,2, 4, 3)
1. «Трудное быстро забывается, помнится доброе», - говорил известный
украинский актер и режиссер Леонид Быков. 2. «Кто хочет поехать на экскурсию в
Киев?» - спросила Елена Ивановна. 3. «Сегодня воскресенье, - с удовольствием
вспомнила Надежда Федоровна. – Будут гости!» 4. «Но, - проговорила она тихо, -
у всякого человека своя дорога в жизни». 5.Расцеловавшись со мной, отец тотчас же сообщил: «А позавчера тебя,
Симочка, по радио упомянули».
2.Прочитайте восточную притчу. В
чем состоит «небольшая разница»
между высказываниями каждого из
толкователей снов?
Один восточный властелин увидел плохой сон. В сильном волнении он
призвал к себе толкователя снов. Тот
выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную
весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в
тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я
счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь
всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил
предсказателя. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что
и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?»
- спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон.
Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать».
1). Как соотносится основная
мысль притчи с высказыванием из упр. 548?
2).Работа в парах.
- Составьте по содержанию текста
вопросы и задайте их друг другу.
- Найдите предложения с прямой
речью и прокомментируйте постановку знаков препинания.
3. Работа с таблицей на стр. 214
4. Спишите 3 предложения.
Подчеркните в них глаголы , вводящие прямую речь.
1.«Если добро имеет причину – это уже не добро», - утверждал русский
писатель Л.Толстой. 2. Однажды французский философ Р. Декарт воскликнул: «Я
мыслю, - значит, существую!» 3. «Болтун подобен маятнику,- предположил
русский писатель Козьма Прутков,- и того
и другого надо остановить».
5. Спишите предложения,
расставляя нужные знаки.
1. Однажды философ Сократ воскликнул я знаю только то, что ничего не
знаю! 2. Вернейший способ узнать человека, его характер советовал академик
Д.Лихачев прислушаться к тому, как он говорит. 3. Во время одного неприятного
разговора французский дипломат Талейран сказал язык дан человеку для того,
чтобы скрывать свои мысли. 4. Наконец Андрей кивнул головой да, я не ходил
сегодня в школу.
6.По данным схемам составьте
предложения (упр. 552 в).
1. «П?» - а (спросил). 2.А
(кивнул): «П!» 3. «П», - а (вздохнула). 4. «П», - а (подтвердил). – П».
7.Переведите на русский язык.
Оформите в виде прямой речи.
1. «Мова – наша зброя»
(М.Рильський). 2. «Хай слово мовлене інакше – та суть в нім наша зостається»
(П. Тичина). 3. «Мова – це коштовний скарб» ( Петро Панч). 4. «Розцвітай же,
слово, і в родині, і у школі, й на заводі, і у полі…» (П. Тичина).
V. Подведение итогов урока. Выставление
оценок.
VI. Д.з. Упр.556 в.
Немає коментарів:
Дописати коментар